В последнее время в Гродно и регионе для развития туризма сделано достаточно много: разработаны новые туристические маршруты, в том числе водные и велосипедные, мобильный гид, созданы несколько туристических сайтов, на наиболее значимые культовые, культурные и туристические объекты нанесены QR-коды, установлены десятки туристических указателей и знаков. Город постепенно облагораживается, при этом сохраняя свое имя и историю. Это имя у него есть: Гродно — королевский город. Так называют его сами горожане, и, пожалуй, не стоит даже проводить ребрендинг, о котором столько говорят. Грамотно восстановленный королевский замок может стать наилучшим брендом Гродно.
Разговоры о реставрации Старого замка ведутся уже не один десяток лет. Еще в советское время, в 1985 году, для этого проводились археологические изыскания, а в 1992 году в мастерской столичного архитектора Владимира Бачкова был разработан эскизный проект реставрации. Сегодня Старый замок находится в крайне плачевном состоянии и неотложно требует финансирования. Там ветшает абсолютно все: остатки древних крепостных стен размываются и рассыпаются, зафиксированы трещины в стенах дворца и пристроек, состояние фундаментов в отдельных местах вызывает опасения, изношены окна, полы, коммуникации. Внешний вид замка крайне непривлекателен. Очевидно, что дальше тянуть некуда — предстоит или капитальный ремонт, или реконструкция, что примерно одинаково затратно.
По программе «Замки Беларуси» до 2014 года к работам не приступали, сроки сдвинули до 2018 года. В прошлом году к проекту вернулись, из средств областного бюджета выделили первые Br2 млрд уже на реконструкцию. В сентябре прошлого года специалисты института «Гродногражданпроект» приступили к работам, главным специалистом на объекте и научным руководителем проекта был назначен Владимир Бачков, для которого исследование и проектирование гродненского замка стало делом жизни; пожалуй, он сегодня один из немногих, кто знает все детали предстоящей работы. В этом году еще Br5 млрд выделено на завершение проектирования первой очереди реконструкции.
Десять веков истории
История, судьба замка впечатляет. Уже в XI веке на Замковой горе существовала средневековая русская крепость, владел ею Всеволод, потомок Ярослава Мудрого. В 1116 году он женился на Агафье, дочери Владимира Мономаха, у них родились сыновья Борис, Глеб и Мстислав. В XIІ веке на территории крепости построили первую каменную церковь, но в 1183 году ее уничтожил пожар. Детинец отстроили заново: из кирпича возвели стены и княжеские хоромы, а галереи и иные постройки внутри двора оставались деревянными. Специалисты отмечают, что в новом ансамбле заметна была профессиональная рука мастера, знакомого с византийской культурой.
В конце XIІІ — XIV веках крепость видоизменилась: над нынешней брамой появилась круглая каменная башня, на месте первой церкви была возведена так называемая Верхняя.
После опустошительного набега крестоносцев в 1396 году и большого пожара 1398 года великий князь литовский Витовт построил на горе готический замок, на этот раз целиком из камня. От прежней постройки остались круглая башня, Верхняя церковь и фрагменты каменной части бывших княжеских хором у стены. Именно таким мы видим замок на гравюре Маттиаса Цюндта 1568 года.
В XVI веке замок стал резиденцией короля Речи Посполитой Стефана Батория. В 80-х годах по проекту королевского архитектора Санти Гуччи замок был полностью перестроен. Его ренессансный внешний вид запечатлен на гравированной Томашем Маковским панораме Гродно 1600 года. Дворец в эти годы украшался аттиком и щипцами, на втором этаже располагались роскошные королевские покои, из которых можно было пройти через закрытую галерею в каплицу над брамой и башню. Деревянными тогда были только некоторые жилые и хозяйственные постройки внутри замка, а также мост. Согласно утвержденному архитектурному решению, замковый комплекс планируется восстанавливать именно в том виде, в котором он существовал при Стефане Батории, частично будут реставрированы и законсервированы руины объектов XІІ-XV веков.
Позже замок еще неоднократно страдал от войн, перестраивался. Его внешний облик становился проще, пока в XІX веке окончательно не лишился декора. Он стал в то время вспомогательным для нового дворца (Нового замка). Тот, построенный в XVІІІ веке, в свою очередь был резиденцией последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.
По самым грубым подсчетам, на восстановление замка понадобится $100 млн — сейчас это Br1,5 трлн. Много? Да. Но ведь никто не говорит, что надо сделать за год. Да и источники могут быть не только бюджетными. Можно создать специальный фонд, аккумулировать в нем часть средств, зарабатываемых областью, например, на оказании туристических услуг. Одни только агроусадьбы региона принесли за 2014 год Br12,6 млрд, экспорт туруслуг составил $11,7 млн, в целом же туризм принес в бюджет области в разы больше. Представляется возможным привлечь деньги ЕС, а также спонсорские средства и пожертвования. Возможно, многие компании города захотят увековечить свое имя на кирпичиках замка, подобное можно увидеть, например, на краковском Вавеле.
В музей — по новому мосту
Будущая реконструкция замка разбита на три очереди, в соответствии с которыми будет вестись и проектирование. Как рассказал научный руководитель проекта Владимир Бачков, в первую очередь включены реконструкция брамы, барбакана и закрытой галереи, а также средней башни, каменицы при ней и мерной избы. Часть объектов первой очереди нужно воссоздавать практически с нуля. Вторая очередь предполагает реконструкцию дворца и дома администратора, третья — воссоздание мысовой части замкового комплекса с подземным павильоном. Пока речь идет только о первой очереди, ее проектирование хотят завершить к сентябрю. Специалисты не исключают, что очередность самих работ может измениться в силу того, что замок будет функционировать как музей до тех пор, пока это будет возможно.
Предстоящие работы имеют внушительные масштабы, но все же уступают проектам Мирского и уж тем более Несвижского замка, что добавляет оптимизма и надежды на успех. В границы работ входит вся Замковая гора, это более 31,2 тыс. кв.м площади. Согласно расчетам, площадь застройки составит 7,6 тыс. кв.м, еще 4,4 тыс. кв.м замостят под проезды, тротуары и т.п. Общая площадь будущей музейной экспозиции составит 5,7 тыс. кв.м.
Что уже сделано и что предстоит сделать в первую очередь? Произведено детальное визуальное обследование технического состояния замка, принят ряд принципиальных решений, выполнены некоторые подготовительные работы. Первоначально предполагалось, что сразу же снимут слой земли в 1,5-2 м, чтобы вернуться на уровень XVI века, проведут археологические изыскания, обязательные для такого объекта, но, как рассказал главный инженер «Гродногражданпроекта» Рышард Кацынель, от этого решения пока отказались из-за дороговизны (потребовалось Br2 млрд) и необходимости обеспечить работу музея. Инженерное обследование стен и фундаментов будет осуществляться по мере их раскрытия. Пока заложены шесть шурфов в наиболее важных местах. «Мы сделали два шурфа по фиксации следов барбакана, уточнили его трассу и состояние фундамента. Затем уточнили состояние фундаментов средней башни, глубину их заложения, сопряжение со стеной. Оказалось, что во время предвоенного ремонта трассы стены была несколько изменена», — говорит Владимир Бачков. Впереди — снятие штукатурного слоя на довольно больших площадях (одновременно будут искать следы сграффито, излюбленного приема Санти Гуччи), разборка поздних стен и перегородок, проемов, заложенных позднее XVI века, раскрытие пазух и сводов на объектах первой очереди. Кроме того, необходимо откопать подвалы в пристройке к браме. Много вопросов с примыканием барбакана ко дворцу, галерее, браме, необходимо точно определить его границы. Вызывает серьезные опасения техническое состояние стены галереи, в которой стыкуются кладки разных периодов.
Для того чтобы посетители не мешали строителям и наоборот, параллельно существующему планируется возвести временный пешеходный мост. Посетители будут входить в замок рядом с брамой — через специальную арку. А по существующему мосту через браму, внутри которой разберут поздние закладки, пойдет строительная техника. «Инженеры говорят, что найдут способ протащить туда технику. Обычный самосвал пройдет точно. Выдержит и мост. Другое дело, что потом надо будет заниматься самим мостом, предстоит откопать четвертый каменный пролет, который пока засыпан землей, и построить между ним и брамой деревянный пролет для правильного сопряжения», — объясняет специалист.
Гора вопросов
А что же сама Замковая гора? Выдержит ли? Не преподнесет ли сюрпризов, как это было с расположенной на подобном склоне Коложской церковью в 1853 году, когда часть ее просто рухнула в Неман? Надо ли будет укреплять склон? «Замок здесь все-таки стоял столько веков. Если будут возникать проблемы, мы их будем решать. В этом плане за замком следим пристально. В прошлые годы отмечались подвижки брамы и галереи в сторону Немана, мы выставляли маркеры, явление прекратилось, но остались трещины в стенах галереи и брамы, и особенно пристройки к браме. Нас сильно беспокоят потрескавшиеся своды, надо снимать штукатурный слой и принимать решения. Пока не совсем ясна причина, возможно, там нарушен гидрологический режим. Полное заключение мы сделаем после того, как исследуем все произошедшие изменения», — объясняет Владимир Бачков.
По его словам, проблематично, что выступающая средняя башня замка будет опираться на откос слишком крутого заложения. Но с главной трудностью строители столкнутся при работах третьей очереди. «Серьезная проблема связана с тем, что трасса набережной еще перед войной была выпрямлена, без учета того, что замок будет воссоздаваться. Так же повторили ее в ходе последнего ремонта. Но замок имеет выпуклый контур, и особенно критично выползает на набережную его средняя и мысовая части. Исторически же подошва горы была выпуклой. И я пока не знаю, как мы укрепим этот склон», — сказал специалист.
По мотивам Санти Гуччи
Воссоздать старинные стены — задача непростая, но воссоздать элементы фасадов, декор, внутреннюю отделку, потолки, двери, окна, интерьеры — множество различных деталей, которые несомненно присутствовали в замке в эпоху Ренессанса — задача сложнейшая. К сожалению, подробных описаний внутренних помещений или их зарисовок не сохранилось, отдельные упоминания деталей можно встретить в инвентарях. Еще до войны польские специалисты нашли фрагменты углового и среднего эркеров, обрамления оконного профиля, оконный карниз, ступень, архивольт ризалита, позже — фрагмент колонны ризалита, и это все.
«Мы ориентируемся на достойный уровень. Проделана титаническая работа: собрана и изучается библиография из более чем 220 источников, исследуем наследие Санти Гуччи, так называемые аналоги. Это более 1,5 тыс. изображений. Мы должны точно попасть в стиль и время автора, должны сделать так, как это сделал бы сам Гуччи. Для этого мы должны изучать его творчество, а также проблематику по целому ряду направлений, причем каждое — диссертабельное», — говорит Владимир Бачков. Например, только изразцовых печей в замке было больше 25 типов, каминов — больше 15 видов. А резные потолки, а полы, обои, мебель, гобелены, предметы внутреннего убранства…
Разработка интерьеров для будущего замка идет параллельно созданию строительных чертежей. Инвентарные описания, натурное исследование дают представление о том, что во дворце должны быть белые стены из полированного гипса, деревянные резные потолки и софиты со стукковой лепниной, мраморные полы в часовне, а перегородка в спальне короля серо-золотистая…Так по крупицам и собирается будущий облик.
«У Санти Гуччи была своя мастерская в Пинчове, были помощники и последователи, целая краковско-пинчовская пластическая школа. Именно этот пластический язык мы изучаем для того, чтобы применить его в Старом замке», — сказал архитектор. До того, как строить Старый замок в Гродно, Санти Гуччи многое успел. В его послужном списке — маскароны для краковской ратуши (1557), перестройка замка в Яновце (1563-1570), надгробия Сигизмунда Августа и Анны Ягеллонки в каплице на Вавеле (1575). В конце XVI века им перестроены капитульный дом в Кракове, дворец Стефана Батория в Лобзове, дворец Мышковского в Ксенже Вельком, замок в Баранове, Мариацкая каплица на Вавеле в мавзолее Стефана Батория. Эти объекты, расположенные на территории Польши, и стали предметом пристального внимания специалистов. Если же для реконструкции недостаточно будет работ Гуччи, планируется рассмотреть близкие аналоги представителей Польши, Италии и других стран Северного Возрождения. Всего предстоит воссоздать более 600 типов полностью утраченных фрагментов фасадов и интерьеров, архитектурных деталей и декора.
Для Гродно восстановление замка — своего рода дело чести. Вряд ли стоит ждать, что для кого-то извне замок будет важнее, нежели для самого областного центра и его горожан. Однако если область поставит восстановление замка в число приоритетов и будет предпринимать шаги в сторону достижения этой цели, то, несомненно, придет и помощь. Как говорится, «кто не хочет — ищет оправдания, кто хочет — ищет возможности». Думается, что начавшаяся работа на строительным проектом — свидетельство того, что Гродно выбирает второе.
Последние комментарии