Средневековый замок в Пуболе, датированный XI веком, представляет собой здание с прилегающей к нему церковью, с внутренним двором и садом во французском стиле. На протяжении веков замок несколько раз перестраивали, предположительно — в годы расцвета бароната. Это ориентировочно конец XIV века – начало XV века.
Гала Дали, Елена Ивановна Дьяконова (1894—1982) оформила приобретение замка официальным путем 1 июня 1970 года. Всего за два года до этого Сальвадор Дали решил наконец-то выполнить обещание, которое дал любимой женщине еще в 30-х годах. А именно — подарить ей замок.
В 1968 году велись строительные работы по сооружению театра-музея, и, несмотря на высокие темпы строительства, Дали дал распоряжение найти замок, желательно неподалеку от Порт-Льигата. Колебаний по поводу предложенного замка в Пуболе у Сальвадора Дали не возникло. Ведь замок находился в непосредственной близости от города Жирона, где в церкви Дельс Анджельс состоялось венчание Гала и Дали в 1958 году. По прошествии времени этот замок стал своеобразным убежищем для Гала, и Дали утверждал, что он сам не допущен в это имение, разве что по приглашению.
Приобретение замка четой Дали оказалось спасением для здания, ведь в 1969 году строение находилось в ужасном состоянии. Разрушались кровли и перекрытия крыши, по стенам змеились трещины, и создавалось ощущение, что замок расколот пополам. Сад находился в буйном запустении, и его романтический и таинственный вид в сочетании со старинными стенами вокруг просто не мог оставить равнодушным, вот и Дали пленился этой красотой, и при реставрации были приложены все старания, чтобы сохранить эффект этого дикого великолепия. Перепланировку здания совершали два талантливейших дизайнера — время и природа, а Дали только слегка подправил и закрепил эффект.
На месте обрушившихся частей здания были устроены высокие залы, которые эффектно контрастировали с помещениями миниатюрными и камерными. Словом, замок удалось спасти, при этом не понадобилось исправлять и маскировать большую долю разрушений.
Экстравагантные решения для Замка Гала
Реставрация началась еще до момента приобретения замка в собственность, и руководил работами специалист и друг Сальвадора Дали — Эмиль Пиньо. Несущие конструкции замка укрепили, но оставили глубокую трещину на фасаде. Дали решил, что это след времени достоин того, чтобы быть сохраненным. Сад украсили фигурами тонконогих слонов с восседающими на крупах воронами. Был создан бассейн, который украсили бюстами Вагнера из цветной керамики. Части сада и замка были украшены живописью с эффектом trompe l’oeil, то есть — «обман зрения». Такая живопись создает удивительные визуальные эффекты, и зритель видит практически неограниченное пространство.
Обустройство замка ни в коем случае нельзя было назвать традиционным. Обильная растительность, живопись и даже несколько чрезмерное увлечение скульптурой, барочными элементами. Здесь много символики, которую могут понять только посвященные. Все те же бюсты Вагнера, животные в виде каменных или гипсовых фигур. Чучела животных тоже устанавливались. Целью было создание места таинственного, полного загадок и секретов, а внутреннее пространство непременно должно было отличаться красотой. Нужно сказать, что Гала и Дали вполне преуспели в достижении этой цели — ярким примером можно считать помещение кухни, где оборудовали Фортепианную гостиную, то есть зал для музыки.
Сальвадор Дали лично принимал участие в декораторских работах, в оформлении сада и нескольких комнат, а так же отдельных элементов, например, чертежи печных труб выполнялись рукой Дали, и по его распоряжению ворота украсились буквой G — начальная буква имени новой владелицы замка, гала. Дали пишет несколько картин специально для интерьера Замка гала — это полотно «Дорога в Пуболе», роспись потолков, имитация двери, живописные работы разного рода и средств исполнения, размещенные по всему замку.
Центральная часть потолочной росписи в Замке Гала практически повторяет аналогичную роспись в театре-музее. Секрет прост — над росписями потолков Дали работал практически одновременно. «Мне было достаточно того, что я оформил потолки, чтобы Гала, поднимая глаза, видела меня всегда в своем небе». Обрамляют это полотно нарисованные зубцы крепостных стен, создавая гармоничный и оригинальный ансамбль.
В углу Гербового зала Дали предусмотрел трон для Гала. Это величественное кресло, за спинкой которого располагается пейзаж. Кресло установлено на пьедестале, но завершить этот трон Дали смог только после смерти Гала, поэтому посетителей на этом троне принимал лично Сальвадор Дали.
История владельцев Замка-Гала
10 июня 1982 года Гала скончалась. Ей было 88 лет, и в свой последний путь к месту погребения она отправилась на автомобиле «Кадиллак», который сейчас стоит в гараже. Погребена Гала в десятинном соборе «дельма». Дали не захотел оставлять Гала в одиночестве, поэтому после смерти жены перебрался жить в замок, и жизнь вел достаточно уединенную и скромную. Впрочем, Гала тоже вела уединенный образ жизни в последние годы. Жизнь в Пуболе позволила художнику написать еще несколько картин.
С июня 1982 года по август 1984 года Дали жил спокойно, но получил сильный ожог из-за пожара, который разгорелся в его комнате. После лечения в больнице, Дали перебрался в Башню Галатея, где жил до конца своих дней. В 1989 году Дали скончался.
Взгляд в повседневность четы Дали
Замок-Гала интересен тем, что здесь не просто проходила их повседневная жизнь. Устроители музея смогли найти тонкую грань, за которой уже начинается бесцеремонное вторжение в частную жизнь. Но ведь интересно узнать о повседневности личностей настолько неординарных, как чета Дали. Именно поэтому Замок-Гала пользуется популярностью у туристов.
Тут схлестнулись пожелания и привычки. Гала хотела, чтобы обстановка и декор были без слишком экстравагантных вещей, проще, без излишней эксцентричности. Для Сальвадора Дали это было нехарактерно, но желания Гала он постарался максимально воплотить в жизнь.
Маленький сад Дали искусственно увеличил за счет оптических иллюзий. Например, одной из таких иллюзий служит уходящая в перспективу сужающаяся аллея, в конце которой установлена небольшая статуя. Впечатление создается такое, что аллея очень длинная, на деле же — оптический обман. Среди зарослей сада Дали разместил целое стадо своих пауконогих слонов.
Сад заканчивается водоемом с фонтаном, к нему ведут три аллеи. Водоем украшен разноцветными головами, лежащими на земле или размещенными на постаментах. В общем и целом композиция словно ускользает от глаз, отвлекает на детали, и заставляет почувствовать простор, которого тут явно не хватает.
Последние комментарии